Устюжское серебро это русский народный художественный промысел, серебро - украшенное чернеными рисунками, искусство - сложившееся в семнадцатом веке - в городе Великий Устюг (сейчас это районный центр - в Вологодской области).
Устюжское серебро имеет свой характерный стиль, который невозможно перепутать с другими вида серебра.
Чернение серебряных изделий это очень древняя технология отделки серебра, которой еще владели мастера Древней Руси. Чернь, имеющая специальный состав, придавала изделиям из серебра прочность и создавала великолепный филигранный узор. Современные ювелиры с большим успехом перенявшие опыт многих поколений мастеров, продолжают создавать настоящие произведения ювелирного искусства.
Столовое черненое серебро устюжских мастеров с безупречным и изящным черненым рисунком в сочетании с золотым декоративным покрытием.
Технология чернения
Сначала в серебряных изделиях проделываются небольшие углубления. Для этого изделия сначала: гравируются, чеканятся или протравливаются. В образующийся узор вплавляют специальный сплав, состоящий из: серебра, свинца, меди и серы. Существуют различные варианты приготовления, наложения и оплавления сплава.
Устюжский стиль чернения серебра
Великоустюжские мастера использовали древнейшую технологию чернения. Устюжское чернение серебра, отличалось от петербургского и московского чернения. Великоустюжское серебро это сюжетные гравюры, рисунки которых весьма насыщенные, с более густым цветом. Фон выполнен штрихами, образующий - как бы сетку. Изображение дополняется чеканными и резными деталями. Часто на устюжском серебре изображается общий контур объекта, без мелкой детализации.
История чернения
Чернение серебра на Руси появилась в десятом веке, но свое широкое развитие оно получило только лишь в семнадцатом столетии. Начиная со второй половины семнадцатого века, ведущее положение в этом виде искусства - занимал Великий Устюг.
Расцвет искусства чернения серебра в Великом Устюге, был достигнут в восемнадцатом веке. Первое упоминание в официальных бумагах об устюжском чернении серебра, относится к середине восемнадцатого столетия. Для обучения искусству чернения серебра, в столицу вызывали мастеров.
В 1762 году, в городе, братья Поповы открывали фабрики. С середины восемнадцатого столетия - на устюжские работы, влияние оказывало получившее в то время широкое распространение - европейское барокко. Сложные сюжетные композиции, характерные для устюжских мастеров, стали украшаться пышным обрамлением. Особую популярность приобретали пасторальные и охотничьи сюжеты.
Начиная с восьмидесятых годов восемнадцатого века, в сюжетах чернения серебра, начинает доминировать строгий классицизм, где оформление становится более строгим. Часто в работах по чернению серебра, практикуется документальное изображение географических карт и городов. Известный на тот период времени мастер – Жилин, заменил лучезарно – расходящиеся линии, на сплошной узор, состоящий из маленьких букетиков и звезд.
С середины девятнадцатого столетия - в работах ведущих мастером по чернению серебра, использовался сплошной растительный узор с резкими контрастами, покрывающий поверхность изделия.
В конце девятнадцатого столетия, наступил закат устюжского чернения серебра, частные устюжские ремесленники, уже не могли конкурировать с крупными столичными фабриками.
Устюжское серебро с 20 по 21 век
В 1933 году, в Великом Устюге Чирков, основывает артель - «Северная чернь», где изначально изготавливалась незатейливая, широко - потребительская продукция (ложки, подстаканники), просто украшенные цветным орнаментом. С 1936 года, художественный руководитель артели Шильниковский, восстановил забытые традиции и сделал ряд нововведений - по созданию литературных коллекций, сюжеты которых были основаны на произведениях знаменитых русских поэтов и писателей (Пушкина, Гоголя, Крылова).
В 1937 году, возрожденное устюжское чернение серебро, достигает больших успехов и выставляется на парижской выставке, где оно награждается Большой Серебряной медалью и дипломом, за серию работ исполненных по мотивам пушкинских произведений.
В 1961 году, название - артель, сначала преобразуется в фабрику, а затем – в завод. Отличительной особенность устюжского серебра - в этот период времени, являются традиционные старинные сюжеты, которые изображались не только на привычных предметах, но и на новых (чарках, братинах), в основном украшенные растительным узором, оформленные включениями из птиц и сказочно – мифологическими существами.
В советские времена, достигшая всемирной славы – «Серебряная чернь», получает правительственные заказы, большинство которых выполнялись по рисункам Шильниковского. На заводе выпускались произведения, связанные почти со всеми знаменательными событиями (к юбилею воссоединения Украины с Россией, к событию связанному с покорением космоса, к 800-летию города Москвы).